Православный календарь: какой церковный праздник 14 октября 2019 года. В этот день великий церковный праздник

Церковные праздники

14 октября отмечается 5 православных церковных праздников. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 14 октября

Покров Пресвятой Богородицы

Великий недвунадесятый праздник. Установлен в честь памяти о явлении Андрею Юродивому Божией Матери во Влахернском храме в Константинополе.

В этом году праздничный день отмечают в воскресенье, поэтому с самого утра стоит посетить церковь, отстоять службу и поблагодарить Матерь Божью за все, что есть и будет в жизни. После можно попросить защиты для себя и своих близких.

14 октября нет поста, но все же рекомендуется отказаться от мясных блюд и крепкого алкоголя. В первую очередь нужно думать о духовной пище, следить за мыслями и наполнять свое сердце лишь положительными эмоциями.

Исторически сложилось, что именно на Покров многие влюбленные связывают себя узами брака – церковь одобряет такое решение и позволяет немного отойти от вышеупомянутых правил. Но пересекать черту все же не стоит.

Покров Пресвятой Богоматери, что можно делать в этот праздник

Столетиями складывались традиции, которые уже никогда не потеряют своей актуальности. Благодаря им известно, что делают в этот праздничный день Покров, чтобы порадовать Спасительницу:

• в доме заранее наводится порядок, все старые вещи выбрасываются, а одежда отдается нуждающимся;
• на Покров не принято готовить, поэтому и вся еда готовится днем ранее. Это нужно для того, чтобы была возможность больше времени провести, читая молитвы;
• в церковь всегда надеваются новые платки, а иногда и платья (но не слишком вычурные и нарядные);
• подаются милостыни всем нуждающимся, которые встретятся на пути;
• 14 октября принято вспоминать всех тех, кто погиб, сражаясь за свою родину.

Если девушка хочет выйти замуж, то по приходу в церковь ей стоит помолиться Богородице возле ее иконы и поставить несколько свечей.

В праздничный день молодежь должна весело провести время, посетить ярмарку или другие похожие мероприятия. Ведь чем веселее провести Покров Пресвятой Богородицы, тем лучше сложится жизнь в дальнейшем и быстрее удастся найти свою судьбу.

Помимо этого, накрывается праздничный стол с вкусными блюдами, в центре которого должны быть блины. Они могут быть пустыми или с несколькими вариантами начинок – это уже на усмотрение хозяйки дома.

Апостола от 70-ти Анании

Почтение памяти одного из 70 апостолов, епископа г. Дамаска. Святой Ананий – креститель великого апостола Павла. Был предан мукам и страшным пыткам за отказ принести жертву идолам.

Святой апостол Анания, епископ города Дамаска, был из числа семидесяти апостолов. По повелению Божию он крестил обратившегося гонителя христиан Савла, будущего великого апостола и проповедника Павла (Деян. 9, 10 — 19). Святой Ананий, несмотря на опасности, смело и открыто проповедовал христианство иудеям и язычникам. Из Дамаска он отправился с Благовестием в Елевферополь, где исцелил много недужных.

Правитель города Лукиан пытался склонить святого апостола принести жертву идолам, но, видя его непреклонность и твердое исповедание Христа, повелел мучить святого. Страшные пытки не поколебали свидетеля Истины. Тогда мучители вывели его за город и побили камнями. В молитве за своих убийц святой отошел ко Господу (+ в 1 веке). Впоследствии его мощи перенесли в Константинополь.

Преподобного Романа Сладкопевца, диакона

Память святого Романа, диакона и учителя пения. Автор множества песнопений.

Жизнь святого

Преподобный Роман жил на Земле в V-VI вв. н.э. Родился он в пятом столетии в сирийском городе Эмесса. Родители Романа были по одной версии сирийцами, по другой — греками, по третьей — иудеями. К единому мнению на данный счет историки не пришли по сей день. Однако точно известно, что Роман изъяснялся на сирийском языке.

Еще будучи младым отроком, будущий святой стремился исполнять христианские каноны. Он старался вести целомудренную и праведную во всех отношениях жизнь. Святое крещение Роман получил в юности. Повзрослев, преподобный стал служить пономарем. Первым местом его церковной деятельности явился город Берит (Бейрут). Когда у власти находился император Анастасий, Роман отправился в Константинополь, где по прибытии стал вести службу в церкви во имя Пресвятой Богородицы в Кирах. Преподобный строго соблюдал все посты, усердно и подолгу молился, часто не спал по ночам, воздавая хвалы Господу.

Неприятное происшествие

Прошло немного времени, и Роман получил назначение в храм Святой Софии. Здесь он продолжал со всей ответственностью трудиться пономарем. Не имея ни правильного слуха, ни красивого голоса, Роман никогда не участвовал в церковном пении. Из-за этого он нередко становился жертвой насмешек, но обиду переносил молча, без злобы в сердце, за что был вознагражден особым расположением и теплым отношением к нему самого патриарха Евфимия.

К сожалению, данное обстоятельство сослужило  вначале святому плохую службу. Некоторые соборные клирики, видя доброту патриарха к простому, да еще и ничем не примечательному пономарю, исходили черной завистью. Сговорившись, они стали открыто выказывать Роману свое недовольство — начали всячески притеснять помощника храмового священнослужителя. Высказывали клирики протесты и патриарху, возмущаясь тем, что Евфимий платит своему любимчику наравне с ними при разном объеме обязанностей.

Как-то раз во время одной из церковных служб, проходивших аккурат перед праздником Рождества Христова, недруги силой спровадили Романа на амвон, дабы тот пел. Так они хотели отомстить юноше и, возможно, вовсе избавиться от него. А, надо сказать, на тот момент в церкви было народу видимо-невидимо, на богослужении присутствовал император с придворными, службу же правил сам патриарх. Оказавшись в столь затруднительном положении, не имея возможности скрыться, Роман запел и, конечно же, опозорился, как и рассчитывали клирики.

Преподобного Саввы Вишерского, Новгородского

Почитание святого Саввы, основателя монастыря в честь Вознесения Господня недалеко от Новгорода на берегу р. Вишеры. Общецерковное прославление состоялось в 1549 году.

Преподобный Савва происходил из Тверского княжества, из города Кашина и был вторым из восьми сыновей Кашинского боярина Ивана Васильевича Борозды, из рода славного и всеми уважаемого. С юных лет Савва отличался добродетельной жизнью, подражал иноческим подвигам и, приняв постриг в одном из тверских монастырей, безропотно нес различные монастырские послушания. Он отличался необыкновенным смирением и вызывал глубокое почтение и у мирских жителей, и у монахов. Монахи почитали его за ангела и избрали игуменом. Но Савву тяготила слава человеческая, и он, покинув родные места, долгое время жил в совершенной безвестности, а позже, думая о высших подвигах, отправился на Афон.

По возвращении с Афона под видом бедного неизвестного странника он пришел на реку Вишеру, руководимый Богом, водрузил крест и, устроив небольшой шалаш, стал проводить отшельническую жизнь. Однажды проходивший мимо житель Новгорода увидел преподобного погрузившимся в глубокую молитву и как бы не чувствующим, что все лицо его было покрыто комарами, так что его совсем не было видно. Изумленный прохожий поведал другим о случившемся, и все поняли, что отшельник — истинно Божий человек.

Но Савва удалился в еще более уединенное место, продолжая упражняться в посте и молитве, проводя жизнь, исполненную лишений. Молва же о святой жизни преподобного распространилась по окрестностям, и соседние жители стали приходить к нему и доставлять посильные приношения. Слух о святом угоднике Божием дошел до архиепископа Иоанна, бывшего тогда на Новгородской кафедре, и он послал разузнать о преподобном Савве, кто и каков он, а по получении ответа, уразумев в Савве человека духовного, сам отправился на встречу с ним. Смирение и нестяжательность Саввы покорили святителя, и он полюбил блаженного и оказывал ему помощь всем необходимым.

Между тем Савва задумал основать обитель и стал своими руками строить кельи для приходивших иноков. Однажды по внушению дьявола пришли к нему разбойники с коварным намерением. Он же, прозрев их замысел, попросил их помочь ему поднять дерево, при этом велел им взяться за тонкий конец, а сам взялся за толстый. Разбойники так и не смогли сдвинуть с места свой конец, а Савва один поднял дерево, чем и поразил их, и они со стыдом и страхом поспешили удалиться.

Позже Савва с братией поселились у реки Вишеры и соорудили и освятили церковь в честь Вознесения Господня. По устроении обители преподобный Савва поставил себе столп и, взойдя на него, всю седмицу до субботы проводил на нем в посте и молитве; в субботу же сходил со столпа к братии, причащался с ними Святых Тайн, выстаивал воскресную службу, разделял трапезу и после душеполезного поучения вновь всходил на столп до следующей субботы. Живя на столпе, Савва хранил обитель своими молитвами. Однажды к монастырю подошли разбойники, чтобы разграбить его, но святой, поняв их злой умысел, стал стучать жезлом по стене, обратив их в бегство, объятых страхом. Об этом чуде Церковь воспевает в службе преподобному.

Между тем к преподобному Савве продолжали отовсюду стекаться и иноки, и миряне ради пользы духовной, которую от него получали, ибо он, по апостолу, всем был вся, всех наставляя, обо всех болезнуя и заботясь. Пребывая в подвигах и перенося суровые лишения и всякого рода скорби, блаженный на восьмидесятом году от рождения впал в телесный недуг. Готовясь разрешиться от тела и отдать последний долг природе, он призвал к себе всю братию и обратился к ней с предсмертными душеполезными наставлениями, в особенности о том, чтобы они твердо и неизменно пребывали в православии и соблюдении иноческих обетов, более же всего преуспевали в смирении.

«В чем вы видели меня подвизающимся, то и сами творите,» — сказал в заключение старец.

После сего, поручив монастырь и братию заботам и попечениям архиепископа Новгородского, причастившись Святых Христовых Таин, он мирно предал душу свою Господу 1 октября 1460 года.

По прошествии довольно продолжительного времени, в обители произошел сильный пожар, так что она вся сгорела: и церковь, и кельи, и столп преподобного. Но гроб его, находившийся между церковью и столпом, и часовня над гробом не потерпели никакого вреда. Это было первое чудо по преставлении святого. С того времени при гробе стали совершаться различные чудеса. Однажды настоятель Саввинской обители игумен Геласий исцелился от отравления по молитвам Саввы, явившегося ему в сновидении. Он поведал об этом Новгородскому архиепископу Ионе, и тот совершил пред гробом преподобного Саввы молебное пение, приказав написать икону святого и составить ему службу и житие.

Празднование в честь преподобного Саввы установлено Русской Церковью соборным определением 1549 года и совершается 1 октября.

Празднование в честь Хитона Господня и Столпа Животворящего

Один из главных церковных праздников Грузии, носящий названия Мцхетоба, Светицховлоба, Праздник хитона. Посвящен Хитону Господню (нешвейное одеяние Спасителя — домотканная рубаха, в которой Иисус Христос шел на Голгофу) и источающему чудотворное миро Столпу Животворящему в г. Мцхете.

14 октября в Грузии отмечают один из самых главных церковных праздников страны «Мцхетоба-Светицховлоба», посвященный Хитону Господню и источающему чудотворное миро Столпу Животворящему. Тысячи верующих стекаются в этот день в древнюю грузинскую столицу Мцхета, где люди еще с ночи занимают места около и в самом почитаемом грузинском храме Светицховели, в котором с утра проводится торжественная служба .

Следует отметить, что отмечаемый в Грузии дважды в году «Мцхетоба-Светицховлоба» приходится на отмечаемый 14 октября праздник Покрова Пресвятой Богородицы и на отмечаемый 13 июля Собор славных и всехвальных двенадцати апостолов Христовых, которым посвящен и мцхетский храм. Построенный в 1010-1029 годах зодчим Арсукисдзе на месте первой в Грузии христианской церкви кафедральный собор Светицховели, он был возведен над могилой Святой Сидонии, похороненной с вывезенным из Иерусалима хитоном Иисуса Христа.

Говорят, предки нынешних грузинских евреев ушли из Иерусалима немногим раньше разрушения первого храма Навуходоносором в 586 г. до н. э. Они покинули город, избежав пленения. Конечно, большинство – после изгнания. Взяли с собой одну из святынь – чудотворную плащаницу Ильи-пророка.

Когда он вознесся на небо на колеснице, остался этот плащ – МИЛОТЬ. Его же носил ученик Элияху – Елисей (спаситель в переводе). Это выделанная кожа овцы, которую носили поверх одежды, один из атрибутов первосвященника вне храма, так как в храме одежду из кожи не носили. Милоть обладала чудотворными свойствами, в ней Елисей ходил по воде, она лечила и т. д.

Принесли евреи ее во Мцхету, выкупили место для основания своего поселения, как сообщает «Картлис Цховреба» (свод древнегрузинских летописей, переводится как ЖИТИЕ КАРТЛИ (ГРУЗИИ) – в некотором смысле аналог «Повести временных лет», только намного древнее), и основали молельный дом, в фундамент которого заложили милоть. Построили молельню по образу Иерусалимского храма.

Прошло приблизительно 500 лет. Наступило время распятия Христа. Как обычно, на Песах от Мцхетского еврейства отправили людей в Иерусалим. Элиос (раввин) и Лангинос. Мать Элиоса была пророчицей. Она сказала сыну о суде, распятии и всех событиях предстоящих и предостерегла его от участия в них. И попросила забрать хоть что-то в память об этом Человеке. Элиос стоял на Голгофе (в Евангелие есть упоминание об этом без имен).

Римляне стали делить одежду Христа, и только хитон не смогли разделить – от был цельнотканый (Хитон в христианской эзотерике – символ воздуха, иногда причисляется к эфиру, пятому элементу. Биосфера. Воздух разделить нельзя). Есть легенда, что его ткала Богородица для трехлетнего Иисуса, и хитон рос вместе с Ним. Стали римляне рвать хитон – не получалось. Тогда решили бросить жребий. И в этот момент Элиос достает мешок с золотом в обмен на хитон. Делите деньги, а это отдайте. Но вернее вариант – что выкупили просто Хитон. Так Элиос купил Хитон и привез в общину во Мцхету.

Сидония, сестра Элиоса, два-три дня плакала над Хитоном Господним, выплакала всю душу и умерла. Никто не смог разнять ей руки и взять Хитон. Перед Хитоном приезжал поклоняться царь из династии Парнавазиани (считается, уже предпосылки христианства). Элиос запретил осквернять тело сестры – так захотел Господь, решил он. Выкопали могилу приблизительно в том же месте, где была зарыта милоть. И произошло чудо. Как саркофаг, тело ушло под землю (как лифт), и земля закрылась. В том же месте через некоторое время выросло дерево и обвившаяся вокруг него лоза, сросшаяся с ним. Дерево-лоза. Это место назвали райским садом. Со временем место забылось, оказалось заброшенным.

Об этом рассказал святой равноапостольной Нине первосвященник карталинских евреев Авиафар – потомок раввина Элиоса. Он уверовал во Христа, услышав толкование святой Нины древних пророчеств о Мессии.

Святая Нино Каппадокийская была двоюродной сестрой Георгия Победоносца. Ее отдали в монастырь. Там ей было видение Богородицы. По жребию апостолов именно Богородице досталась Грузинская земля – земля Иберийская.

Нино спросила: – Где Хитон Господень? — В земле Иберийской, что мне завещана, — отвечала Дева Мария. И пришла 14-летняя (как гласит предание) Нино во Мцхету, в райский сад.

Грузинский царь Мириан (265-342) решил построить на месте хранения Хитона Господня христианский храм. Огромный кедр, выросший на могиле Сидонии, спалили, и его ствол хотели использовать как основной столп для поддерживания главного купола храма, но поднять его не смогли. Всю ночь святая Нино молилась о Божественной помощи, и ей были явлены видения, в которых приоткрывались исторические судьбы Грузии. Когда первый грузинский христианский царь Мириан спросил ее, где построить первый храм, Нино указала место, где росло это дерево.

На рассвете же Ангел Господень приблизился к столпу и поднял его на воздух. Столп, осиянный чудным светом, поднимался и опускался в воздухе, пока не остановился над своим основанием. Из пня кедра истекало благовонное миро. Так Ангел Господень указал место, где сокрыт в земле Хитон Господень. Это событие, свидетелем которого были многие жители Мцхета, изображается на иконе «Прославление Грузинской Церкви».

Впоследствии на месте деревянного храма был возведен величественный каменный собор Светицховели – в переводе Животворящий Столп, у которого совершались многие исцеления, имеет ныне каменное четырехугольное покрытие и увенчан легкой, не касающейся свода собора, сенью. Столп расположен в соборе Светицховели рядом с макетом храма Гроба Господня в Иерусалиме.

Говорят, через 50-80 лет «доброжелатели» оградили этот столб решеткой от людей. И столб упал, из него сделали кресты и разослали по всему миру. Часть до сих пор хранится во Мцхете (построенной по принципу Иерусалима).

14 октября (1 октября по старому стилю)

Покров Пресвятой Богородицы.

Покров Пресвятой Богородицы. «Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога» — это чудное явление Матери Божией произошло в середине Х века в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров (мафорий) и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке. В воскресный день, 1 октября, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый (память 2 октября), в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молившимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал «паче лучей солнечных». Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?» Епифаний ответил: «Вижу, святый отче, и ужасаюсь». Преблагосложенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. «Царю Небесный,- глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая Всенепорочная Царица, — приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан». Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, «долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там». Во Влахернской церкви сохранилась память о дивном явлении Богоматери. В ХIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за мир Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. Но Греческая Церковь не знает этого праздника.
В русском Прологе ХII века содержится запись об установлении особого праздника в честь этого события: «Се убо, егда слышах — помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества… восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая». В праздничном Богослужении Покрову Божией Матери Русская Церковь воспевает: «С чинми Ангел, Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы и со священномученики и со архиереи за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшыя». Следует добавить, что и святой Андрей, созерцавший дивное видение, был славянин, в молодых годах попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту. В России храмы в честь Покрова Божией Матери появились в ХII веке. Всемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году святым князем Андреем Боголюбским. Заботами этого святого князя и был установлен в Русской Церкви около 1164 года праздник Покрова Божией Матери. В Новгороде в ХII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зверинский монастырь); в Москве царем Иоанном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы (известный как храм Василия Блаженного).
В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: «Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Депо Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрой нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем».

 

Оцените статью